Смена собственников "Тольяттиазота" не пойдет на пользу региону

Смена собственников «Тольяттиазота» не пойдет на пользу региону

Уникальное химическое предприятие региона «ТольяттиАзот», раздираемый корпоративным конфликтом вот уже как десять лет, вновь появился в прессе. Главным лейтмотивом публикации стала необходимость смены собственников предприятия. В качестве аргументов приводятся нездоровая обстановка вокруг завода и многочисленные уголовные дела, возбужденные против его бывших руководителей — Владимира и Сергея Махлаев, а также их партнеров. На основании этого делается вывод, что только выведение их из-под управления ТОАЗом может спасти предприятие.

Стоит отметить, что все эти публикации появились буквально за месяц до собрания акционеров «Тольяттиазота», назначенного на 25 сентября. УралХим, инициировавший внеочередное собрание (владеет миноритарным пакетом акций ТОАЗа), очевидно, планирует снова попытаться сменить руководство предприятия и взять его под свой контроль путем обновления совета директоров. В этом контексте публикации с громкими заголовками типа «Новый хозяин — последний шанс для «Тольяттиазота» — не более чем артиллерийская подготовка населения к такому повороту событий.

Стоит отметить, что в ситуации на «Тольяттиазоте» все довольно понятно. Как пишет издание Правда.Ру, большинство трудностей и скандалов, которые сопровождают деятельность химического гиганта, являются прямым следствием присутствия в структуре его акционеров «УралХима».

Миноритарный акционер Дмитрий Мазепин безуспешно пытался получить контроль над ТОАЗом с 2008 года. Имея относительно небольшую долю (около 10%), он более 10 лет последовательно атакует крупных акционеров. Именно давление со стороны «УралХима» привело к появлению множества уголовных дел, направленных против комбината и его руководителей. Большинство из них растворились в воздухе или уже рухнули в суде, а «Тольяттиазот» продолжает показывать многомиллиардную прибыль и платить государству огромные налоги, несмотря на все трудности, которые создает корпоративный конфликт.

Остальные положения явно предвзятых статей также не выдерживают критики и легко нарушаются поверхностными фактами. Так, утверждается, что завод находится в чуть ли не аварийном, «удручающем состоянии». Однако только с 2012 года ТОАЗ направил более 50 млрд рублей на модернизацию и повышение эффективности производства. И это приносит свои плоды — два года подряд «Тольяттиазот» бьет рекорды собственного производства, заменяя и модернизируя оборудование. Одно это уже не противоречит распространяемому тезису о крахе компании, которая якобы работает на советском резерве, а все деньги на модернизацию были разграблены владельцами.

То же самое и с притеснениями рабочих предприятия, которые, по данным изданий, работают почти за бесценок и постоянно рискуют жизнью из-за жадности руководства ТОАЗа. Реально средняя заработная плата на предприятии составляет 57 тысяч рублей, она индексируется ежегодно и давно опережает среднюю зарплату по Самарской области (в 2020 году она составляла 49 тысяч рублей).

Социальные льготы на заводе (это и добровольное медицинское страхование, и возможность получения служебного жилья, и частный детский сад, и многое другое) одни из лучших в регионе, недаром заключенный коллективный договор предприятия неоднократно признавался одним из лучших в регионе.

Словом, авторы этих статей, мягко говоря, довольно преувеличивают и трактуют факты, часто переворачивая их с ног на голову, продолжая дело «черных пиарщиков», много лет трудившихся на благо рейдеров. Все ради внушения мысли, что достаточно устранить источник всех неприятностей ТОАЗа в виде нынешних собственников и менеджеров, и предприятие сразу же начнет процветать. Несложно догадаться, кто в этом случае окажется выгодоприобретателем (спойлер: нет, это не ТОАЗ).

Предлагаемые меры явно направлены на то, чтобы «УралХим» получил полный контроль над «Тольяттиазотом». Он является основным кандидатом на пост нового владельца ТОАЗа. Но вряд ли это «спасение компании» — скорее, начало конца. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, какая судьба ждала активы, который Дмитрий Мазепин уже получил под свой контроль.

Оба химических гиганта — УралХим и Уралкалий, крупнейшие российские компании в своей отрасли — под управлением Мазепина, постоянно демонстрируют многомиллиардные убытки. Последний раз Уралхим получал прибыль в 2017 году — 31 млрд рублей. За следующие три года общий убыток компании составил 120 млрд рублей. При этом долг в 2020 году увеличился лишь вдвое, составив почти полтриллиона рублей.

Отметим, что эта тяжелая финансовая ситуация не является результатом пандемии или неблагоприятной экономической ситуации. Кризис хронический и длится много лет — в 2014 году УралХим полностью остановил инвестиционную программу на пять (!) лет из-за долгов. И только в 2019 году он начал скромно реинвестировать в свое производство — 100 миллионов долларов в год.

В такой ситуации неизбежны износ оборудования и несчастные случаи на производстве (именно те, которые критикуют авторы статей «Тольяттиазота»). Косвенное подтверждение можно найти в отчете компании по ключевым производственным показателям за первое полугодие 2021 года.

Приход Мазепина к руководству ТОАЗа, конечно, не решит других проблем, приписываемых заводу. Понятно, что на повышение заработной платы рабочим рассчитывать не стоит — УралХим тонет в долгах. Скорее всего, «Тольяттиазоту» к 2025 году придется забыть об инвестпрограмме на 112 млрд рублей. А администрации Самарской области и самого Тольятти, где ТОАЗ является градообразующим предприятием, придется попрощаться с крупнейшим налогоплательщиком, который в первом полугодии 2021 года направил всего 4,65 млрд рублей отчислений в региональный и местный бюджеты.

В случае, если ТОАЗ будет поглощен «Уралхимом», этого точно больше не будет. Например, после слияния «Уралкалия» с «УралХимом» Кировская область лишилась важнейшего источника подоходного налога в лице Кирово-Чепецкого завода минеральных удобрений. Похожая судьба постигла и знаменитого «Азота» в Березниках — он не вычитает ни копейки за родную территорию Перми. Понятно, как это влияет на сотрудников компании и других местных жителей.

Одним словом, смена собственников «Тольяттиазота» вряд ли пойдет на пользу региону. Скорее, она только навредит. И пострадавшими могут оказаться не только работники ТОАЗа, но и Самарская губерния.

Оставить комментарий