29.11.2022
Академику РАЕН Николаю Ляченкову – 85 лет!

Академику РАЕН Николаю Ляченкову – 85 лет!

Почётному гражданину Тольятти в связи с юбилеем 18 ноября 2022 года был вручен поздравительный адрес, подписанный председателем Думы г.о. Тольятти Николаем Остудиным.

Бывший первый вице-президент АВТОВАЗа, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и теперь уже ветеран автозавода Николай Ляченков, напомним, проделал непростой трудовой путь на ВАЗе, где с момента строительства завода начинал работать начальником конструкторского бюро, а на заслуженный отдых уходил с поста первого вице-президента предприятия. При его непосредственном участии запускалось производство моделей «Ока», ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, а позднее и «десятого» семейства LADA.

Несмотря на возраст, Николай Васильевич остаётся активным человеком, передаёт накопленный опыт и знания детям и внукам, участвует в общественной жизни города. Именно такие люди составляют подлинный золотой фонд истории нашего города, Самарской области и всей страны!

Биография Николая Ляченкова

Родился Николай Васильевич в 1937 году в с. Удельное-Нечасово Татарской ССР. Закончив семилетку и поступив в Горьковский автомеханический техникум, начал приобщаться к заводскому труду. После трёх лет армии поступает в институт и вскоре добивается перевода на вечернее отделение, чтобы одновременно работать.

1959-1961 гг. — инженер-конструктор на ГАЗе.

В это время в Брянске создавался новый автомобильный завод по производству военной техники и Н.В.Ляченков оказался среди тех, кого называют первопроходцами. Причастность к событию схода с конвейера этого завода первого автомобиля окрыляла молодого инженера и о другом месте работы он даже не помышлял. Карьера складывалась весьма удачно. В 27 лет он становится начальником конструкторского бюро.

1961-1967 гг. — инженер-конструктор, начальник конструкторского бюро Брянского автозавода.

И тут жизнь Николая Васильевича неожиданно резко меняется. Он получает приглашение на строящийся Волжский автозавод в Тольятти. Именно Виктора Николаевича Полякова он считает своим вторым великим учителем, сформировавшим его как руководителя, организатора, научившим понимать, что только непрерывное развитие обеспечивает завтрашний день, научившим в самых трудных ситуациях опираться на коллектив и не разделять интересы бизнеса и трудового коллектива.

1967-1996 гг. — прошёл путь от начальника КБ до ген. директора департамента производственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ», работал директором КВЦ и СКП.
С 1997 г. — первый вице-президент, ген. директор департамента экономики, финансов, маркетинга, торговли и технического обслуживания автомобилей.
С 1999 г. — первый вице-президент, первый заместитель ген. директора.
1993-2005 гг. — член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ».
2000-2012 гг. — заведующий кафедрой машиностроения СГАУ.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Дружбы народов, «Знак Почета». Лауреат премии Совета Министров СССР. Почетный гражданин г. Тольятти

На ВАЗе Н.В. Ляченков начал свою деятельность в той же должности начальника конструкторского бюро, какую занимал на Брянском автозаводе, отказавшись от предложенного Поляковым повышения. В то время, как правило, все специалисты, при-ходившие с родственных заводов, получали должности выше на одну-две ступени ранее занимаемых.

«Виктор Николаевич, я категорически отказываюсь от должности заместителя главного конструктора, которую вы мне предлагаете. У нас с вами всё впереди и вы сможете оценить, достоин ли я такого повышения. Позвольте, начну я работу в той же должности, которую занимал ранее на прежнем заводе», — вспоминает Николай Васильевич.

По возвращении из Италии, где Николай Васильевич два с половиной года проходил стажировку на ФИАТе и работал над проектом ВАЗа, он вновь оказался с глазу на глаз с первым генеральным.

— Товарищ Ляченков, полученный вами опыт надо внедрять на ВАЗе, создавайте конструкторскую службу корпуса вспомогательных цехов, — распорядился Поляков. Николай Васильевич стал заместителем главного инженера производства, в функции которого было управление конструкторской службой.

Ляченков Николай Васильевич: [из биографии вице-президента АО «АВТОВАЗ», члена совета директоров АО «АВТОВАЗ», профессора, заведующего кафедрой машиностроения Самарского государственного аэрокосмического университета (Тольяттинский филиал) Н. В. Ляченкова]. — Текст : непосредственный // Тольятти. Истории успеха : [книга-альбом] / [гл. ред. Л. В. Плешанова]. — Тольятти : Ника, 2011. — С. 154-155.

О таком решении впоследствии не пожалели оба. За годы работы на ВАЗе Н.В. Ляченков прошёл путь до первого вице-президента — первого заместителя генерального директора ОАО «АВТОВАЗ». Работая главным инженером и директором корпуса вспомогательных цехов (КВЦ), занимался созданием и развитием производства технологического оборудования и оснастки, инструмента транспортных технологических систем.

Работая директором сборочно-кузовного производства, занимался постановкой на производство семейства автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ 2109, «Ока», в должности заместителя генерального директора ВАЗа по производству, а затем вице-президент- генерального директора департамента производственной деятельности — занимался формированием и управлением производственных систем, организацией работы с заводами-поставщиками, материалов и комплектующих изделий, разработкой и внедрением системы качества, отвечающей международным стандартам, координировал работы подразделений завода по созданию производства семейства автомобилей ВАЗ-2110.

В кризисные 90-е годы в должности вице-президента по финансам, экономике, маркетингу и техническому обслуживанию автомобилей занимался созданием системы бюджетного управления и системы надежного финансового обеспечения ОАО «АВТОВАЗ», созданием товаропроводящей сети, соответствующей условиям рыночной экономики.

«Мы восстановили организационно завод для работы на полную мощность. И что дальше? А дальше нет продаж. Нет денег. Нет слаженной экономики, бизнеса автомобильного в целом. Надо было скоординировать, увязать движение материальных и денежных потоков, скоординировать действия всех подразделений, формирующих затраты на производство, сконцентрировать всю прибыль и правильно распорядиться ею, в первую очередь направив ее на развитие, создать систему управления налогами».

В должности первого вице-президента — первого заместителя генерального директора координировал работу подраз¬делений по всем направлениям деятельности акционерного общества.
Примечательно, что Николай Васильевич Ляченков — единственный человек из вазовского менеджмента, кто избирался во все составы совета директоров акционерного общества с начала его создания и вплоть до прихода на АВТОВАЗ новой команды управленцев из Москвы в декабре 2005 г. Все эти годы он возглавлял в совете комитет по стратегическому развитию и реформированию компании. В общей сложности он отдал АВТОВАЗу почти сорок лет.

Параллельно с производственной деятельностью занимался наукой: защитил кан-дидатскую, затем докторскую диссертации. Диссертация на соискание учёной степени доктора технических наук защищена в Самарском государственном аэрокосмическом университете им. академика С.П. Королева. В 1997 г. избран членом-корреспондентом Международной инженерной академии, а в 2001 г. Российская академия естественных наук избрала его действительным членом- академиком.

Многие годы Николай Васильевич занимается педагогической деятельностью. Понимая особую важность подготовки высококвалифицированных специалистов для ВАЗа, он инициировал создание в Тольятти филиала Самарского аэрокосмического университета и в течение 12 лет возглавлял в нём кафедру машиностроения. Филиал выпустил не одну сотню блестящих конструкторов, технологов, руководителей производственных структур, которые сегодня работают на АВТОВАЗе.

Биография предоставлена — https://vazbook.libavtograd.ru/