Михаилу Гуцериеву выдали чужие санкции

Михаилу Гуцериеву выдали чужие санкции

В конце июня известный российский бизнесмен Михаил Гуцериев попал под санкции Евросоюза за реализацию части своих проектов в Белоруссии. Основной причиной преследования бизнесмена стали его теплые отношения с президентом Белоруссии Александром Лукашенко — об этом прямо говорится в сообщении Евросоюза, объясняющем причины введенных ограничений. «Михаил Гуцериев пользуется режимом Лукашенко и поддерживает его», — говорят европейские политики.

Об уровне взаимопонимания между Гуцериевым и Лукашенко свидетельствует, например, тот факт, что глава белорусского государства назвал российского бизнесмена «своим другом Мишей» и в шутку пообещал переименовать город Любань в Гуцериевск.

Дружба есть дружба, но все это не делает Беларусь эпицентром деловых интересов Гуцериева.

Как уточняет Газета.ру, большая часть его деятельности находится в России и связана с энергетикой, строительством и розничной торговлей.

При этом принадлежащая предпринимателю компания «Славкалий» фактически участвует в строительстве Нежинского ГОКа в 120 км от Минска. Было бы разумно, если бы этот корпоративный актив был включен в санкционный список ЕС, но этого не произошло. Почему? Да, все по одной причине: деятельность Гуцериева не имеет ничего общего с санкциями, а его близость к Лукашенко, который уже четверть века подвергается санкциям в той или иной форме, да.

Процесс санкций Евросоюза ожил с новой силой после рекордных выступлений белорусской оппозиции, выразившей несогласие с результатами президентских выборов — в прошлом году республика установила рекорд массовых протестов только по официальным данным, на протесты вышли около 20 тысяч участников.

Однако возникает вопрос. Президентские выборы и другие политические процессы в Беларуси уже проходили. Точно так же и Лукашенко стал победителем голосования, но из-за этого тысячи горожан не вышли на улицы. Невольно закрадывается мысль о каком-то финансировании оппозиции для проведения массовых акций.

После интервью с арестованным лидером белорусской оппозиции Романом Протасевичем появилась информация о том, что «спонсором» массовых беспорядков в республике якобы был владелец «Уралкалия» и «Уралхим» Дмитрий Мазепин. По словам Протасевича, телеграмм-канал Nexta финансировал некий российский бизнесмен, компания которого регулярно переводила несколько тысяч евро противникам режима. По какой-то причине Протасевич решил не называть загадочного благодетеля, но сделал несколько ключей к его личности: этот крупный предприниматель — горнодобывающая компания на Урале, и он является прямым конкурентом другого российского бизнесмена, Михаила Гуцериева, против которого работала Nexta.

Конечно, журналисты сразу стали гадать, о ком они говорят, и имя Дмитрия Мазепина появилось в ряде публикаций.

Само по себе слова Протасевича можно было бы скопировать, если бы не несколько предыдущих событий, о которых писали СМИ. Судите сами Ситуация 1: В разгар протестов Мазепин попросил Лукашенко сесть с оппозицией за стол переговоров, что выглядело как прямая поддержка со стороны оппонентов президента. Ситуация №2: За несколько лет до этих событий бизнесмен возглавил Российско-Белорусский экономический совет, а в прошлом году был напрямую назначен одним из претендентов на пост главы Беларуси. Ситуация №3: На следующий день после скандального интервью Протасевича Дмитрий Мазепин в последний момент не явился на ПМЭФ, на котором должен был присутствовать. Позже в тот же день он присутствовал на пленарном заседании президента Владимира Путина, но отказался общаться с журналистами. Ситуация 4: В начале июня без всякой видимой причины журналисты спросили Дмитрия Пескова, обсуждали ли Путин и Лукашенко работу «Уралкалия» и «Уралхим» в Беларуси на недавней встрече. Пресс-секретарь российского президента ответил, что не знает. Вопрос о том, кого мог иметь в виду Протасевич в своем интервью, Песков переадресовал Минску.

7 июня тот же бизнесмен выступил с заявлением, в котором отрицал свою причастность к финансированию Telegram-канала Nexta и подчеркнул, что такая деятельность противоречит его убеждениям.

Так это или нет, точно сказать пока нельзя. Либо предложения Протасевича следует интерпретировать как расклады карт Таро, либо Мазепин недобросовестно, либо оба этих фактора имеют место. Но если предположить, что российский бизнесмен все же повлиял, хотя и не финансово, на белорусские события 2020 года, то окажется, что он косвенно стал причиной санкционного давления на своего конкурента Михаила Гуцериева.

Важно отметить, что Мазепин и Гуцериев являются не только конкурентами в добыче полезных ископаемых в Беларуси, но и представителями двух разных бизнес-моделей.

Гуцериев — классический бизнесмен, уверенный в самых разных сферах, от энергетики до розничной торговли, последовательно придерживается чисто экономических методов работы. Между тем Мазепин является примером «бизнеса по-русски», интенсивно использующего административный ресурс и лоббистские возможности.

Ими можно объяснить лояльное отношение правоохранительных органов РФ к деятельности Мазепина и его активам в Евросоюзе. Кстати, европейская интеграция активов Мазепина могла стать еще одной причиной, по которой, в отличие от Гуцериева, он не попал в санкционный список ЕС.

Автор — президент исследовательского центра «Политическая аналитика».

Источник: Газета.ру

Оставить комментарий